Лев Гинзбург — киевский градостроитель

ЛЕВ ГИНЗБУРГ- киевский градостроитель

Лев Борисович Гинзбург был очень известным человеком своего времени. Но, несмотря на это, подробной информации о его жизни мало. Известно лишь то, что он еще в 19 лет принял решение заниматься строительным делом. После приезда в Киев работал на строительстве, но вскоре занялся собственным бизнесом и основал компанию – «Строительная контора Льва Гинзбурга». За 10 лет он смог наработать себе имя и безупречную репутацию. Фирма Льва Гинзбурга была вне конкуренции. Именно она получала все престижные заказы. А другие, видимо, довольствовались тем, к чему у Гинзбурга не доходили руки. Если на постройке стоял знак качества «дом Гинзбурга», в ее надежности и прочности можно было не сомневаться. Кроме того, все заказы застройщик выполнял быстро и точно в срок. Эти качества и особенности подхода к делу позволили Льву Борисовичу за сравнительно небольшой промежуток времени, около десяти лет, заработать хорошее состояние и занять свое место среди богатейших киевлян прошлого.
Но материальное благополучие не было конечной целью бизнесмена. Он стремился создавать здания-шедевры. Среди его работ- Городской театр (ныне Национальная опера), театр «Соловцов» (ныне театр имени Ивана Франко), Троицкий народный дом (сейчас Театр оперетты), Музей древностей и искусств (сегодня Национальный художественный музей), контора Государственного банка (ныне НБУ), Дом Купеческого собрания (ныне Национальная филармония), Здание Народной аудитории (ныне Педагогический музей), Киевский художественно-промышленный и научный музей, Караимская кенаса, Костел святого Николая, синагога Бродского и другие.
Кроме того, Лев Борисович построил благотворительные больницы и приюты (среди них комплекс богадельни Дегтерева по теперешней Дегтяревской, 19, Александровский мальчишеский приют на углу современных улиц Древлянской (бывшей Якира) и Белорусской, амбулатория больницы для чернорабочих — ныне корпус «Охматдета» на улице Чорновола, 28), большинство корпусов КПИ, бактериологический институт, а также промышленные предприятия (корпуса Южно-Русского машиностроительного завода на Жилянской, где сейчас «Ленинская кузница»).
В 1900 году Лев Гинзбург приступил к созданию своего первого высотного дома. Здание насчитывало восемь этажей, шесть из которых представляли собой основные помещения, а еще два были отведены под подвал и мансарду. Кроме того, имелись примыкающие постройки, выступ для парадной лестницы и ворота. Дом оценивался в кругленькую сумму – 573,4 тыс. рублей. С внешней стороны здание украшали скульптуры и большие деревянные башни на крыше, покрытые «чешуйчатым цинком». Внутри убранство тоже было богатым – парадная мраморная лестница, художественная роспись стен. Еще одна особенность, привлекающая внимание, — наличие лифта или, как тогда его называли, «подъемной гидравлической машины». Такое сооружение было в диковинку и стоило около 12 тыс. рублей.
Необходимо также заметить, что купец не только был мастером строительного дела, но и неплохо разбирался в предпринимательстве. Об этом свидетельствует факт того, что Лев Борисович всегда страховал свою недвижимость. Это позволило ему однажды получить определенные выплаты после пожара в одном из его зданий.
Имели место в жизни самого известного украинского подрядчика конца XIX-начала XX веков и неурядицы. В основном, они были связаны с кризисными явлениями, охватившими в ту пору Европу. За период экономического спада, который продлился несколько лет, больше всего пострадали фирмы-подрядчики. Под удар попали не только маленькие предприятия, но и такие гиганты, как контора Гинзбурга. В затруднительных рыночных условиях бизнесмены легко попадали в долговую яму, поскольку вынуждены были строить и сдавать объекты в долг и, в то же время, не имели возможности расплатиться с поставщиками.
В 1904 году фирму Гинзбурга даже было временно переведено в режим санации. Впрочем, в конце концов «король подрядчиков» сумел преодолеть последствия кризиса, предпочитая инвестировать в разные направления. Но его контора существенно «сбавила обороты», хотя в ее активе и позже появлялись такие шедевры, как больница скорой помощи на Рейтарской, 22 (по проекту упоминаемого в группе Йосифа Зекцера) и Педагогический музей на Владимирской, 57.
Самым главным детищем «короля подрядчиков» стал первый в Киеве небоскреб, высотой в 12 этажей и 67,5 метров. Подобных зданий в Украине в тот период больше не было. По данным историков, оно могло конкурировать только с постройками в США, Германии, Аргентине и Канаде.
Начало работ по возведению здания пришлось на 1910 год. Разработка проекта принадлежит одесским архитекторам Ф. Троупянскому и А. Минкусу. Они решили создать П-образный дом-квартал с большим внутренним двором в стиле «модерн». В итоге, на постройку было использовано 12 млн. кирпичей, потрачено 1,5 млн. рублей. Строительство велось в неблагоприятных геолого-гидрологических условиях и с применением новейших технологий и техники. Тем не менее, конечный результат однозначно стоил затраченных средств и сил. Открытие здания состоялось в 1912 году. Оно тут же стало самой современной киевской постройкой. К слову, дом тоже был оснащен редкими коваными лифтами американской фирмы «Отис», что еще больше добавляло ему популярности.
На первых этажах здания был торговый центр с продовольственными магазинами. По состоянию на 1917 год самые дорогие квартиры стоили около 1300-1700 рублей. О «небоскребе Гинзбурга» знал каждый киевлянин и гость столицы.
В разное время в этом доме жили высокопоставленные особы, купцы, писатели. Но, к сожалению, до наших дней он не сохранился – был взорван во время войны. Сейчас на месте легендарного здания расположена гостиница «Украина»- жалкое подобие небоскреба Гинзбурга.

Точная дата смерти «короля подрядчиков» неизвестна, однако Осип Мандельштам в наброске «Киев» (1926 г.) мимоходом отметил, говоря о нэпманах: «Мученики частного капитала чтут память знаменитого подрядчика Гинзбурга, баснословного домовладельца, который умер нищим (киевляне любят сильные выражения) в советской больнице».
Революция и советская власть отобрали у него состояние, но не смогли лишить всего того, что уже было сделано.

В публикации использованы материалы интернета

0 0 голос
Рейтинг статьи

Добавить комментарий

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x