• Чт. Кві 25th, 2024

ЛЕГЕНДЫ СТАРОГО ПОДОЛА . БОРИЧЕВ ВЗВОЗ

Це слайдшоу вимагає JavaScript.

Каждый раз, когда хочется написать какую – нибудь историю о Киеве, на ум всегда приходит одно и тоже – Подол. Не потому что это моя Родина, а потому, что это тысячелетняя история Киева. Этой заметкой начинаю новый цикл зарисовок о Подоле.
Да, Подол и сегодня сохраняет определенную атмосферу, здесь все пропитано стариной – старейший дом, старейший вуз( даже в восточной Европе) расположены именно на Подоле. Здесь находится огромное количество уникальных исторических и архитектурных памятников, здесь каждая улица и здание дышит стариной. Как утверждают местные – ” Вы не видели Киева, если не побывали на Подоле “. И как в песне поется ( а из песни слов не выкинешь ) ” А без Подола Киев не возможен”.

Одно из таких древнейших, уникальных, исторических мест на Подоле, это нынешняя Почтовая площадь, где исторические артефакты находятся прямо под ногами, углубляясь с каждым метром в глубину веков.
Местность эта в древние времена была началом нижнего города Подола, с таможенным пунктом и воротами, через которые можно было попасть в окруженный частоком город , где кипела и бурлила средневековая жизнь. Также являлась связующим звеном между Устьпочаинской набережной, на которой находилась пристань (на торговом пути ” из варяг в греки”) и теремами князя Кия на Старокиевской горе .
Речка Почайна, или Ручай , или Киевский Иордан ….в прежнее время текла по Подолу ( по ул. Почайнинской) и пройдя под горою Старокиевской, возле церкви Рождества, судоходной рекой вливалась здесь же в Днепр против Крещатицкого источника. По летописным сведениям именно на этом месте, на берегу Почайны, при князе Владимире приняли крещение киевляне .
На этой местности также находилось самое таинственное и неразгаданное летописное место древнего Киева – Зборичев взвоз, увоз Боричев, Боричев.
…” и седяше Кий на горе, идеже Зборичев”…( Повести временных лет) . В 1810 году при строительстве новой каменной Рождественской церкви на Почтовой площади, разбирали прежнюю деревянную, построенную в1574 году, в основании которой была найдена надпись, что она поставлена на узвозе Боричевом.
Толи дорога проходящая по склону горы, соединяя нижний город с верхним, толи название урочища у подножья горы, толи название ручья сбегавшего по склону горы и впадающий в Почайну. Нет и сегодня единого точного ответа. Уже несколько столетий лучшие историки и археологи спорят между собой о месте, где мог находиться Боричев, но не могут прийти к единому мнению. Существует большое количество версий, каждая из которых имеет документальное подтверждение и археологические данные раскопок. Вот некоторые из них.

Версия 1 – Во времена летописца Нестора, узвозом называли перевоз, переправу – переправа Борича. Под горой была переправа, возможно отсюда и считают что Кий был перевозчиком через Днепр, с одной стороны на другую.

Версия 2 – По склону горы сочился ручей, известный в прошлом как Боричев поток- отсюда очевидно и название прилегающей местности. В Киевском синопсисе указано: …” постави Перуна на пригорку над Боричевым потоком”… ( Перун- главный языческий идол ). Археолог Михаил Сагайдак в своей книге ” Давньокиīвський Подiл” пишет, что вдоль Старокиевской горы, между нею и Почайной, протекал питаемый ручьями со склонов гор большой ручей, который в начале нынешней улицы Сагайдачного имел ширину до 28 метров. Его направление совпадает с направлением современной улицы Боричев ток. Исток его возможно находился у подножья Замковой горы, отсюда в 18 ст. бралась вода для городского водопровода. Тогда получается как у Нестора, в описании жизни княгини Ольги – …” и послаша Древляне лучшiи мужи числом двадесять ко Ольгъ въ лодiи, и присташа возлъ горы Кiевскiя…бе бо тогда вода текуща въздоль горы Кiевскiя” . Но возможно вода подходила к горе в период весеннего полноводия. Иногда Днепр так разливался, что люди с нижнего города перебирались на гору. Еще одну интересную запись я нашёл в старом издании – …” там где начинается Крещатицкая улица ( Евстейкова долина), через которую шла старая набережная дорога и спускалась к берегу реки Почайна, до моста, находившегося возле Рожденственской церкви против Михайловского или древнего Боричева взвоза “… Сейчас ручей перехвачен по склону дренажной системой.

Версия 3 – Место жительства сборщика налогов – “бируча”.
На карте подполковника Ушакова составленной им в 1695 году( одна из самых ранних и полных карт Киева, после реконструкции Киевских укреплений ) на этом месте действительно указан таможенный пост, со складами. Этот факт подтверждают находки найденные при раскопках на Почтовой площади, свидетелями которых стала наша группа ” Киевские истории”, во время экскурсии в прошлом году. Я конечно ожидал увидеть что-то такое…. но увы, мурашки по спине не проползли, все было покрыто стекловатой. Но даже то что я увидел меня порадовало. Удалось немного сравнить “оригинал” с картой Ушакова. Жаль конечно, что при прокладке метро в 70х здесь были уничтожены Крещатицкие ворота в Нижний город Подол. Культурный слой 12 века залегает на глубине 6-7 метров, а уровень воды Днепра в районе Киева был на 13 метров ниже чем сейчас .

Версия 4 – Еще один интересный вариант – историк Н.И. Петров определил место Боричева взвоза по теперешнему Андреевскому спуску. Пологаю, выпрямленная дорога, которой сегодня является Андреевский спуск не была такой в древности, она больше как на половину рукотворная . Возможно возникла при необходимости хорошей дороги к Подолу при возведении новых валов перед турецкой войной. В дальнейшем работы по усовершенствованию дороги проводились здесь регулярно.

Версия 5- Взвоз это еще и подъем с пристани.
Большинство исследователей древнего Киева определяли место летописного Боричева взвоза как дорогу между Михайловским монастырем и Трехсвятительской церковью на горе и Днепром внизу( трасса нынешнего фуникулера ). По склону горы еще виден овраг который делит Старокиевскую гору на две части – Михайловское и Андреевское отделение. Этот овраг есть заглохший след древнего Боричева взвоза, над которым по сказанию Нестора, жил Полянский князь Кий, и по которому была главная дорога в древний Киев от Устьпочаинской или Днепровской пристани и перевоза. В древности возможно он был более глубоким, нежели сейчас.
На месте Трехсвятительской церкви( ныне МИД) в древнейшее время возвышался Перунов холм. На этом холме в язычестве своем, князь Владимир поставил шесть кумиров во главе с Перуном. Но в 988 году возвратясь из Корсуня (Херсонес) , уже получив крещение, испровергнул прежние свои кумиры : …одни порубить, другие сжечь. Перуна же привязати к коневи хвосту и влещи с горы по Боричеву на Ручай, и 12 мужа пристави бити жезлием…и влекомоу же ему по Ручаеви к Днепру”…
На карте Ушакова 1695 года Боричева нет, зато видно как по верхней площадке горы, у Михайловского монастыря, тянется боярак. Сейчас там ровное место. Если овраг, дорога Боричев, входил в верхнюю часть склона не просто так, а в боярак, являющийся продолжением оврага , то получается более пологий угол наклона дороги. Боярак удлиняет дорогу и сбавляет угол наклона, и значит взвоз Боричев был почти в два раза менее крутым чем ныне. Эта дорога в ущелье делала возможным подъем от пристани относительно легким делом. И еще …крепостные валы Старого города с 1650 года не раз были обновлены. В ожидании турецкого нашествия вокруг города увеличили валы, подняв стены еще на 6 метров, создав крепкие, надежные укрепления. Построили новую дорогу на Подол, по Андреевскому спуску, а старый Борич зарыли ( по стратегическим условиям) , оставив небольшую калитку (на карте Ушакова- Михайловская) . С течением времени, с изменением правил военной фортификации, все эти укрепления признаны были излишними, и были срыты окончательно. До начала 20 века, с Подола в верхний город, люди добирались еще по оборудованным деревянным лестницам. Сегодня эту дорогу можно “преодолеть” на фуникулере всего за 10 минут. Также еще попадаются фотографии на которых видно что-то похожее на дорогу, возможно уже более поздняя.
Стоишь под горой, смотришь вверх и удивляешся, как можно было в начале времен, без экскаваторов, бульдозеров, другой дорожной техники, создать на этом месте единственную дорогу….жизненную артерию, дорогу жизни, между Днепром и княжими теремами . Еще сегодня можно прогуляться по склону Старокиевской горы, представить себе прежний узвоз, и выйдя на Андреевский спуск насладиться кое какими остатками старины. В оставшемся под Боричевым фрагменте старинного вала, можно приметить под верхним и средним слоем земли, древнейшую основу- может быть остаток того еще вала, которым окопан был первоначальный Киев. Историю Борича нам напоминают только названия улиц, расходящиеся от Почтовой площади – Боричев ток, Боричев взвоз . Чтоб не забывали.
Я считаю, что Боричев должен отождествляться с чем-нибудь большим чем старая дорога, оставившая тысячилетнюю память в истории Киева. Это должно быть….как Колизей в Риме, как Пальмира в Сирии, как Неагарский водопад в крайнем случае. Я думаю еще долго будет продолжаться спор великих умов – что это, и где он был…взвов Боричев.

3.3 3 голосів
Рейтинг статті

Залишити відповідь

0 Коментарі
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі
0
Ми любимо ваші думки, будь ласка, прокоментуйте.x
0
    0
    Ваш кошик
    Ваш кошик порожнійПовернутися в магазин