• Нд. Кві 28th, 2024

моему дедушке посвящается…

Мальчику Мише очень повезло.
Во-первых, он родился в очень большой и дружной семье, с множеством дядь и тёть и троюродных братьев и сестёр, где сильные помогали слабым, а “богатые” – “бедным”.
Во-вторых, потому, что, несмотря на принятое на семейном совете решение, назвать новорожденного Абрамом (в честь дедушки, который умер за 22 года до рождения Миши), мальчика назвали Мишей (мишин папа был очень мудрым человеком и рассуждал прагматично: “У меня рост 1,60м, у моей жены- 1,49м. Шансов, что Миша вырастет чемпионом Киева по боксу, видимо немного…с именем Миша ему будет легче дожить до того момента, когда его мозги смогут поддержать мускулы).
В третьих, Миша родился на улице Михайловской. Улица, правда, в тот момент уже называлась “Парижской Коммуны”, но кого из коренных киевлян интересовало это название?
А милиционер, который дежурил в будке на углу улицы Михайловской и Советской площади, даже отдавал честь, когда Мишу бабушка вела на прогулку на Владимирскую горку. Потому что мальчика звали как улицу – Мишей! И Миша этим очень гордился.
Единственное, что очень расстраивало мальчика Мишу, так это полное отсутствие дедушек. У всех мишиных друзей были дедушки, которыми они очень гордились, а у Миши – ни одного! Дедушка Мишиного лучшего друга Димы, с которым Миша познакомился тоже на Владимирской Горке у фребелички, даже подвёз друзей на своей “Победе” на представление в Киевский цирк! И Миша очень переживал, что у него нет такого хорошего дедушки.
Однажды Миша спросил маму: ” У меня две бабушки, но ни одного дедушки, как же так?”. Но мама объяснила, что дедушка давно умер, и её растила только её мама, Мишина бабушка.

Но однажды, о чудо, у Миши вдруг появился настоящий дедушка, папин папа! Да ещё и какой дедушка! Он был добрым и сильным. Везде, где появлялся мишин дедушка светило солнце, даже, если погода была пасмурной! (Дедушка брил голову – может поэтому).
Кроме того, летом, когда Мишу везли на дачу на Русановских Садах, дедушка присылал шофёра с автомобилем и одним баллоном газа для плитки на даче. Причём с каким автомобилем! ЗИЛ-157! Трёхосный, повышенной проходимости! Куда там той “Победе”! Жил дедушка вместе с бабушкой, правда, в малюсенький комнатке в коммунальной квартире на Ратманского, но как там здорово он делал яичницу-глазунью! Пальчики оближешь!
Дедушка был настоящим примером для Миши – он никогда не болел. Никогда, никогда! Даже насморка у него не бывало!
Это счастье продолжалось целых 8 лет.

А 17 июня 1969 года дедушка вдруг заболел и через 10 минут умер…

И только через 23 года, уже в Германии, мишин папа рассказал уже взрослому Мише, который стал уже сам отцом, и звался уже Michael, что его дедушка, Лазарь Моисеевич Гухлернер, родился в 1900 году в Киеве, в семье купца 2й гильдии, что позволяло им жить в Киеве. Что дедушка учился в гимназии, а затем в Петроградском университете – на инженера-теплоэнергетика.
Что в 1940 году они жили втроём с бабушкой в пятикомнатной квартире на Костёльной, и у них был шофёр и прислуга…И дедушка подписал приказ о создании Киевского предприятия “Теплоэнергомонтаж”, а в 41м году дедушке поручили руководить демонтажом украинских теплоэлектростанций и эвакуацией и монтажём их на Урале, с чем дедушка настолько успешно справился, что был награждён орденом Трудового Красного Знамени!
И что в 1951 году дедушку незаслуженно оговорили и в громком процессе приговорили к расстрелу, но, учитывая его заслуги и орден Трудового Красного Знамени, которого его, однако, лишили, заменили высшую меру наказания на 25 лет лагерей и отправили в Салехард. А вместе с дедушкой 10 лет лагерей дали и бабушке, как члену семьи врага народа.
Папе Миши тогда удалось чудом спастись…
Даже в лагере Лазарь Моисеевич не унывал – вот такой у него был характер! Его знания быстро помогли ему – начальник лагеря назначил его руководить лагерной котельной, что в условиях Салехарда было жизненно важно.
Только в 1961 дедушку освободили. Извинились и разрешили вернуться в Киев. И даже дали комнатку на Ратманского…
Дедушка пришёл к директору треста ЮТЭМ – просить работу после заключения. Тот при виде его даже вскочил:”Лазарь Моисеевич! Как Вы здесь оказались! Но я ничем помочь не могу!” …та ещё сволочь оказалась, однако должность прораба в ЮТЭМе для дедушки нашёл…вот так и появилась возможность покатать внука на ЗИЛ-157…

Он похоронен в Киеве, на Берковцах, на 33 участке еврейского кладбища. У нас есть человек, который за небольшие деньги ухаживает за могилой и памятником…
И дедушка навсегда остался в родном городе…
А моя Киевская история оборвалась в 1992…

P.S. На фотографии – портрет дедушки, написанный товарищем по несчастью в лагере. Он был художником в Москве и писал портреты членов политбюро. Однажды один из портретов не понравился какому-то члену…и художник оказался в Салехарде.
Портрет дедушки и написан в том единственном стиле, который был освоен художником навсегда.
И написан этот портрет…на портянке.
Мы храним этот портрет у нас дома как святыню.

Автор: Михаил Гухлернер

4.2 5 голосів
Рейтинг статті
Facebook Profile photo

Від Олег Коваль

Модератор. Всі тексти на сайті в авторської редакції.

Залишити відповідь

0 Коментарі
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі
0
Ми любимо ваші думки, будь ласка, прокоментуйте.x
0
    0
    Ваш кошик
    Ваш кошик порожнійПовернутися в магазин