• Сб. Кві 27th, 2024

Це слайдшоу вимагає JavaScript.

Всегда с большим удовольствием смотрю прекрасную и всеми любимую комедию ” За двумя зайцами”. В нем раскрыт весь колорит старого Подола. Показана жизнь общества как бы из нутри, с его буденными проблемами, с веселой, разгульной жизнью молодежи, история авантюриста-щеголя и бездельника, парикмахера Голохвостова. Смешно, весело и понятно.
Главный герой всегда обижался когда называли его цирюльником. Он считал себя человеком образованным, человеком искусства, и просил называть парикмахером. Эта его фраза – “Я не цирюльник, а парикмахер”, резала слух и привлекала внимание, но не разу не давала мне повода разобраться с этой игрой слов.
И вот недавно в старом историческом журнале попалось мне несколько копий документов которые расставили все на свои места.
Один из документов – “Устав киевского цирюльнического цеха 1767года”.
Устав этот принадлежит к числу тех немногих уцелевших документов, которые дают нам понятие о внутренней жизни киевского городского общества во второй половине XVIII века. Таких документов уцелело немного, в печати их почти нет. Как не обидно, но от прежнего векового архива Киевского Магистрата, не осталось кажется и следа.
Содержание этого документа несложно и просто. Составлен самими цирюльниками, по образу какого либо другого устава и на основании старых обычаев и порядков. Состоит из 10 пунктов. Звучит примерно так в моем более понятном переводе.
1- чтоб всяк из братии мастерства цирюльнического на сходки общие, а также во время бываемой при магистрате киевском церемонии и пушечной пальбы был, и ту пушечную пальбу производил порядочным образом, а если кто будет противится, того с ведома магистрата киевского штрафовать тюрьмой и взятием до собрания пяти фунтов воска.
2- каждый брата своего не только унижать но и себя возвышать не должен, еще оного почитать, и старейшему себе честь отдавать должен.
3- ежели кто из братии подрядится кому класть к какой либо ране плястырь, то другой уже в том препятствовать и свой плястырь без начальникового ведома и дозволения прикладать не должен. А кто будет в том противится, с того взыскать до собрания по пяти фунтов воска. Договоренные деньги остаются при первом мастере….
Думал что получится все, но попробую вкратце остальное.
Устав цеха регламентировал также и порядок найма, правила оплаты дома или бани, для обустройства мастером своего рабочего места. Правила содержания и обучения учеников, их права и обязанности. Также в основу устава полагается принцип равенства членов, взаимного друг к другу уважения и почтения к старшим, определяются взаимные отношения цеховых по выполнению их профессии, поступление в обучение мастерству и очерчивается круг профессиональных занятий членов цеха.
Чтобы носить высокое звание киевского цирюльника мастер должен был уметь следующее:
10- брить, кровь жильную и зашкурную пускать, раны лечить рубленные, пробитые, стреляные, а особенно в вырывании зубов и в излечении французской и шолудней болезней, установка крастеров и шлифование бритв.
Теперь проведем небольшое расследование и попробуем разобраться.
Сетевая справка…
Цирюльник- В средневековой Европе банщик имеющий право заниматься малой хирургией, вправлять вывихи, накладывать перевязки при переломах и ранах, пускать кровь, стричь, брить бороды, делать педикюр, ставить кровососные банки и пьявки в банях, лечить зубы. Как видим “человек на все руки мастер”…лекарь Авиценна.
Парикмахер – специалист в области создания стиля человека с помощью прически и парика.
Как мы видим цирюльник должен быть и банщиком, и врачом венерологом, и бороды брить, и подстригать, оказывать срочную хирургическую помощь…особенно после появления огнестрельного оружия… да еще и из пушки стрелять. Прям фельдшер-универсал. Правда Магистрат предостерегал от лечения цирюльниками внутренних и других “ненадлежащих болезней”. Игнорирование этого предостережения угрожало исключением из цеха и суровым наказанием. И очень интересен вид штрафа за неподчинение, встречающийся почти во всех пунктах устава-пять фунтов воску, который очевидно заимствован из уставов братских, и такой штраф отдавался в пользу церкви.
Цеха – древнейшая форма общественной жизни южно русских городов, пришедшая с запада в литовский период вместе с Магдебургским правом. Это свободные ассоциации, группировавшие людей всевозможных профессий в правильно организованные кружки, объединяемые общностью церковно-религиозных и общественных интересов. Цеха гончарные, кушнерские, кравецкие, кузнецкие существовали во всех городах и селах, пользовавшихся Магдебургским правом. Все цеховые организации городов объединялись в братства. Так случалось, что при недостаточном числе в данном городе лиц известной профессии и невозможности организовать самостоятельный цех, они присоединялись к людям другой профессии или другому цеху: кузнецы и слесаря, кушнера и кравцы. Так случилось и с киевскими цирюльниками. До 1766 года они находились в соединении с цехом кравецким, но кравцы (портные) относились к ним презрительно, не считали их настоящими цеховыми, не допускали их к выборам в цеховые должности. Эти обстоятельства, а также вероятно и увеличение числа цирюльников в Киеве побудили их написать устав и просить Магистрат о выделении их в отдельный самостоятельный цех. Через несколько лет просьба их была удовлетворена.

По указу его императорского величества с Магистрата Киевского дана сия выписка цылюрнического собрания начальнику Григорию Иванову сыну Хотяновскому с братиею… приговором велено : ..оных цырульников с кравецкого цеху исключить, и быть особливому цырульническому собранию, по примеру других здешних цехов, а при том им цырюльникам поручить Магистратские пушки, обовязать их подпискою, что они те пушки в добром смотрении содержать будут, и из них в случае каких церемоний пальбу порядочным образом производить имеют..”
М.П. Июня 30 1769 году

Цирюльники объединенные в цех, выбирали главного цехмейстера, писаря, имели свое знамя и печать цеха, на которой изображались банки, пьявки, бритва, ножницы, гребень и зубные щипцы. Члены цехового общества разделялись на мастеров, подмастерьев и учеников. Мастер имел право взять до пяти учеников достигших 13 лет. Через 3 года обучения ученик получал звание подмастерья, и еще 3 года работал в мастерской под контролем мастера. По истечении этого срока подмастерье мог ходатайствовать перед цехмейстером о сдаче испытания на мастера-цирюльника. Но переход из подмастерья в мастера был довольно сложным и полностью зависел от воли мастеров. Нередко подмастерье до конца своей жизни так и не мог стать мастером. И еще…прежде чем претендовать на членство в организации цирюльников кандидат был обязан должным образом изучить артиллерийское дело. Для тренировок на Оболони были устроены специальные стрельбища. Но мастерстве не хотели тратить время стрельбы и обучались прямо во время церемоний.

При Б. Хмельницком Киев возвратившись под державу Российскую, был освобожден от участия в общегосударственной защите и его защиту взяло на себя новое правительство. Появилось постоянное войско и защита областей и городов стала исключительно достоянием государства. Грамота царя Алексея Михайловича от 16 июля 1654 года постановляла : …”чтоб быть киевским мещанам от ратныя службы уволенным , и в обоз не ходить, а оберегать себя в городе”… Дарованная теперь льгота подтвердилась и во все последующие царствования. Состоящие на постоянных должностях при Магистрате составили готовую команду военного корпуса самообороны и отчасти его кавалерию. Цеха были одновременно и военными организациями, которые принимали участие в охране и обороне города. Выступали как отдельные военные единицы городского ополчения или содержали своих ополченцев. Но скоро и сама защита города оказалась не нужна. Корпус перестал учавствовать в боевых действиях, но продолжал устраивать пышные парады. Ходили церемониальным маршем, палили из пушек и ружей, трубили в трубы, били в литавры, играли на музыкальных инструментах. Словом- существовал и многие годы содержался этот вооруженный корпус г. Киева для украшения столицы. Кавалерия набиралась из богатых и почетных граждан, а пехота и вообще масса корпуса из цеховых..ремесленников разного рода или мещан. Корпус имел свои ружья и пушки, блестящую обмундировку, своих трубачей и литаврщиков, свою музыку и знамя. Численность корпуса была не велика – около 190 человек кавалерии, а пехоты по числу цеховых. Служба была не тяжела. Несколько раз в году высылались в парадной форме с музыкой для почетных встреч посещающих и шествующих через Киев высочайших фамилий, посланников и других знатных особ.
“..Всем цехам при саблях и ружьях с хоругвями (знамена), а почетным горожанам в одинаковом одеянии на лошадях выезжать и на реке Днепр при освещении воды пальбу производить”. И производили…хотя ружья подчас были без замков. За неявку на церемонию назначался штраф, но большинство участников, особенно кавалеристы, являлись охотно.
Вот мы и узнали про киевских цирюльников, которым Магистрат поручил присматривать и обслуживать городскую артиллерию. Обязал их “особой подпиской”, что они будут пушки содержать в добром порядке и из них во время церемоний салют надлежащим образом осуществлять. Цех имел свою атрибутику и символику: эмблемы с изображением орудий труда, знамя, цеховую печать.
Отрывок из дневника очевидца, о приезде в Киев их императорских величеств- Павла Петровича и Марии Федоровны:
“…Как подъехали кареты к взвозу и в версте второй от крепости, тут другой сигнал ракетою дан к пушечной пальбе, и за сим выпалено на крепости из 101 пушки, и начался колокольный звон во всех частях города….. от триумфальных ворот до крепости поставлены были в две шеренги двенадцать цехов в ружье с знаменами до тысячи человек, между которыми в середине изволили ехать их высочества, а цеховые сделали на караул, по примеру карабинеров, ружьем…”
В 1768 году Магистрат решил организовать при корпусе постоянный оркестр, назначить жалование, соорудить церемониальные мундиры, выдать нужные инструменты. Поводом послужили неудобства которые испытывал Магистрат и корпус при внезапных посещениях каких-либо высоких особ. Приходилось заимствовать трубачей и литаврщиков из цехов, платить за них деньги, переодевать в соответственное платье, а иногда и вовсе оставаться без музыкантов.
В 1835 году последовало уничтожение в Киеве так называемого Магдебургского права. Магистрат был переименован в Думу.
Цеха потихоньку распадались, происходило разделение по профессиям. Цирюльники разделились на парикмахеров и врачей. Хирургия окончательно стала частью настоящей профессиональной медицины, а остальные врачи получили отдельные медицинские направления. С 1842 года при киевской Кириловской больнице начала работать фельдшерская школа.
Городская жизнь пошла по новому уставу, по новым правилам.

2 1 голос
Рейтинг статті

Залишити відповідь

0 Коментарі
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі
0
Ми любимо ваші думки, будь ласка, прокоментуйте.x
0
    0
    Ваш кошик
    Ваш кошик порожнійПовернутися в магазин