Киевская канализация

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Таинственное здание в стиле «историзм», постройка 1894 года, на улице Введенской 23.

Предыстория сооружения начинается с далекого 1870 года, когда Киевские медики совместно с заведующим кафедры гигиены В.А. Субботниным, Киевского университета Святого Владимира, поднимают в городской думе вопрос об антисанитарном состояния города.
В 1878 году, при Киевской городской думе, начинает работу специальная санитарная комиссия. Рассмотрев несколько вариантов решения проблемы, комиссия одобряет проект купца 1-й гильдии К. Балкина, представляющего интересы английского инженера — изобретателя Шона, гидропневматическая система которого уже получила своё широкое применение в 30-и городах Америки, Британии и Индии.
В 1890 году изобретатель посещает Киев. В 1891 году, подписывается контракт с Городской думой, согласно которому К. Балкин получает права эксплуатации канализационного хозяйства на протяжении 36 лет, по истечении которых, она навсегда должна перейти в собственность города.
Бюджет проекта оценили в 1,8 млн.руб. Деньги должны были позаимствовать у западных партнеров, но в дело вмешались киевские промышленники-меценаты — братья Терещенко и Бродские. Они организовали и поддержали материально акционерное общество «Киевская канализация», членами которого стали местные домовладельцы. Председателем правления был выбран профессор Е. Афанасьев. В 1892 году, акционерному обществу перешли все права и обязанности по соглашению 1891 года. К. Балкин, как и прописано в контракте, оставался исполнителем проекта, а позже — становился эксплуатационником всей канализационной сети.

Закладка системы канализации произошла 30 мая 1893 года, на Царской площади, где в глубокий котлован поверх медной таблички с памятной надписью положили первые кирпичи. Строительство началось в марте 1894 года укладкой первой трубы на ул. Кузнечной (Горького). 21 декабря 1894 года была построена и пущена в эксплуатацию Киевская «шоновская» система канализации — одна из первых в России и в Европе, выполненная по полной раздельной системе с очисткой стоков. Общая протяженность которой составила — около 3000 километров и охватывала, приблизительно, 2000 усадеб. Принцип работы гидропневматической системы заключался в сборе нечистот в главной сборной емкости. Этой емкостью в 15000 ведер стал резервуар сооружений на Царской площади (Европейской), оборудованный специальными защитными устройствами для устранения запаха. Из него — по чугунному и кирпичному коллектору, через Владимирский спуск — на Подол, нечистоты самотеком сливались в еще один сборный резервуар, находящийся у Введенской машинной станции, после наполнения которых срабатывало устройство, как в эврике унитаза. Поплавок приподымал клапан, в резервуар поступал сжатый воздух, который гнал нечистоты в приемную трубу отводной сети, после чего — отходы жизнедеятельности доставлялись к общему приемнику — оросительному полю на Куреневке. Грунт на этих полях служил природным фильтром, через который проходили нечистоты. Очищаясь таким образом, вода отправлялась в Днепр. Для подачи воздуха к чугунным трубам — эжекторам, были построены следующие сооружения: Прозоровская машинная станция на улице Эспланадная, станция на площади Троицкой, ныне начало улицы Саксаганского и Подольская — Введенская машинная станция.

Но очень скоро, из-за этой системы канализации, Киев получил серьезные проблемы. Мало того, что проект оказался слабо рассчитан на увеличение населения и, соответственно, возрастающую нагрузку на систему, так вдобавок к этому — Куреневские поля орошения не справлялись с очисткой и выводом. Таким образом, вода в Днепре возле Киева стала грязной. В 1907 году из-за этого в городе вспыхнула эпидемия холеры. Киевлянам пришлось перейти на питьевую воду из артезианских источников. Вода из-под кранов оказалась смертельно опасной.
В 1912 году, систему канализации Шона заменили системой канализационных коллекторов, построенной бельгийской компанией. При этом Подольская машинная станция была расширена и сохранила свое назначение. Прозоровская станция оказалась ненужной и была переоборудована в 1915 году под хлебопекарню.

Вот такая история первой системы канализации Киева и Введенской машинной станции на Подоле.

0 0 голос
Рейтинг статьи

Добавить комментарий

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x