Мой прадед держал бордель на Крещатике, так вот там был порядок!

Когда я впервые услышала: «Мой прадед держал бордель на Крещатике, так вот там был порядок!», то была очень удивлена и даже шокирована🤭
Простите за выбор темы публикации, но это тоже наша Киевская история…
Эту фразу в шутку относительно какого-либо непорядка/несостыковки в делах говорил один довольно молодой (лет 35-ти –но для меня тогда очень старый и авторитетный) научный сотрудник в институте, где мне довелось работать сразу после школы (поскольку на исторический факультет университета Шевченко не прошла по баллам, а раньше это была потеря целого учебного года!!) Я всегда с благодарностью вспоминаю тот период, ведь в этом молодежном научном коллективе были увлеченные наукой, образованные, с хорошим чувством юмора и интеллигентные молодые учёные, которые ко мне относились подчеркнуто бережно и дружески, опекая и иногда рассказывая интересные истории.
Так вот тот остроумный сотрудник проживал на улице Бассейной в квартире своих киевских предков с видом на Бессарабский рынок, именно поэтому сия фраза меня оооочень удивляла, но звучала жизненно и вполне правдоподобно.
Я была довольно начитанной персоной, но совершеннейшим чистым ребёнком и у меня в голове не укладывалось – «бордель на Крещатике???!!», да разве ж это возможно???!! И сами слова «бордель» и «порядок» невозможно совместить)…
Но из песни, как говорится, слова не выкинешь…, а из истории не вычеркнешь достоверных фактов…
А был такой период в истории Киева, когда его называли городом церквей и борделей…
После середины XIX века в Киеве был грандиозный строительный бум и именно с того периода остались особо вычурные и красивые здание, которыми мы любуемся до сих пор. Бум повлёк за собой огромный приток мужской рабочей силы из деревень и провинциальных городков и, соответственно, рост благосостояния купеческой и промышленной братии. Ну а военными и студентами Киев и так был переполнен. Вслед за мужским потоком последовал поток девушек из многих крупных городов, в том числе из Петербурга, Москвы и Одессы, а также из сёл и из самой глухой провинции.
Как писал Куприн в своей «Яме»: «И вся эта шумная шайка, опьяненная чувственной красотой старинного города, — эти сотни тысяч разгульных зверей в образе мужчин всей своей волей кричали: «Женщину!»…
О порочности домов терпимости можно много говорить, но факт остаётся фактом: самые престижные и лучшие бордели для интимных утех изысканных клиентов размещались в центре Киева — на Крещатике, Печерске, Андреевском спуске, на Прорезной, Фундуклеевской, Эспланадной и тд. Кстати, бордели начали называть домами терпимости в 1843г. после закона российского царя Николая I о признании проституции терпимым явлением. После этого закона проституция была узаконена и в Киеве – это был целый ряд законов и правил для работниц борделей, в том числе обязательный еженедельный медицинский контроль, обязательное обеспечение хозяевами притонов условий жизни и отдыха для женщин лёгкого поведения. Появился так называемый «жёлтый билет» вместо паспорта для проституток. Вот о каком «порядке» шла речь!..
В конце XIX и в начале ХХ веков существовало неписанное правило, что женщина, прогуливающаяся в одиночестве по чётной стороне Крещатика от улицы Прорезной до Думской площади (нынешнего Майдана Незалежности) работает в публичном доме и вышла на поиск клиента. Приличные девушки и женщины не могли позволить себе прогулку в таком месте.
Изначально центром проституции были так называемые «Кресты» на Печерске — территория недалеко от Печерской Ларвы — где сейчас находятся завод «Арсенал» и кинотеатр «Зоряный».
После закона «терпимости» в 1843г. по распоряжению генерал-губернатора Дмитрия Бибикова все официальные публичные дома были переведены на Андреевский спуск.
Документально зафиксировано, что настоятель Андреевской церкви неоднократно писал жалобы киевскому губернатору о близости к храму борделей и известные красные фонари горели в самых ближних к нему домах, а в самих домах терпимости слышны были звуки религиозной службы в церкви (в доме, где сейчас находится театр «Колесо», Адреевский спуск, 8, также был бордель).
Противостояние церковных служителей и проституток было даже воинственно, проститутки специально оскверняли ежедневно своим ярким присутствием крещения в храме. В результате жалоб настоятеля Андреевской церкви и многих жителей Андреевского спуска, в частности, известен такой генерал Муравлёв, лично друживший с царём Александром III, и именно под его влиянием, бордели на спуске были сначала смещены ниже, а затем и вовсе закрыты. Часть борделей перенесли на Подольскую канаву, а часть в Латинский квартал – улицы Шота Руставели, Жилянская и Эспланадная и называлось это злачное место «улицей сирен».
После того, как в одном из борделей на улице Эспланадной в номере проститутки от переизбытка чувств в мае 1885г умер киевский гражданский губернатор Гудыма-Левкович, напугав до ужаса работниц дома терпимости, разразился огромный скандал и почти все бордели вынесли на «Яму» — территорию бывшего (с конца XVIII кека) поселения ямщиков, названой Ямская слобода – Большая и Малая Ямские улицы (часть улицы Малевича (бывшая ул.Боженко) и к территории Байкового кладбища). Это были целые кварталы публичных домов, зажигающих вечером красные фонари. Аренда зданий приносила огромные доходы их владельцам. Причем известно письмо губернатору Киева от жителей Ямской о том, что «наша улица вполне подходит для домов терпимости»… Это злачное место просуществовало до 1907г.
Именно об этой «Яме» написал свою одноименную повесть Александр Куприн, красочно описав этот вечный праздник разврата, нравы и всю неприкрытую грязь данных учреждений и судьбы несчастных девушек. Ведь, попав в сети этого унизительного бизнеса, девушки лишали себя права на будущее семейное счастье и радость материнства, болели, терпели издевательства клиентов, рано умирали и т.д.
Уже давно явление проституции считается вне закона, оно позорно и пагубно, борьба за нравственность продолжается и по сей день…
Добавляю интереснейшие фото киевских улиц конца XIX и начала ХХ веков, которые передают атмосферу того времени.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

4.2 5 голоса
Рейтинг статьи

Добавить комментарий

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x