Как киевляне панно спасали

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Новейшая киевская история, краткое содержание хронологии событий.

Летом прошлого года в наш клуб «Киевские истории» обратился художник-монументалист Александр Шукевич с желанием помочь отреставрировать панно «Украинская песня», расположенное в самом центре города возле оперного театра. Предложение сопровождалось негодованием, мол, как так вы, киевляне, смогли запустить свой город? На что я резонно ответил: «да, непорядок, будем решать», и заручившись поддержкой своего друга, депутата городского совета Сергея Харчука, инициировал сбор средств, начиная подготавливать техническую составляющею вопроса.

Киевляне мигом откликнулись на наш призыв. По моим подсчётам, учитывая волонтерскую помощь монументалиста, нам нужно было собрать 20 000 гривен + 10 000 залоговых на аренду оборудования. В течение месяца, благодаря всем нам, сумма в 20 000 гривен была собрана, и я остановил сбор средств. Большая благодарность самым активным участникам этого мероприятия за помощь в реализации проекта: Daria Miroshnik, Zhanna Maksymenko-Dovhych, Оксане Пурик и отдельное Алиса Святына, с которой мы занимались получением разрешительной документации. Департамент культурного наследия шел нам на встречу, и в процессе последовательных встреч и обсуждений выдал желаемое разрешение.

Подошёл час Х. В начале августа из Израиля прилетает Александр Шукевич. На следующий день пребывания в Киеве монументалист бесследно исчезает. Позже, после непродолжительных поисков, мы находим его в городской больнице с диагнозом отравление. По понятным причинам главный фигурант реставрации оказался временно недееспособным, и после выздоровления отправляется домой в Израиль. Время оказалось потерянным.

Параллельно мы занимались сбором информации и поиском автора панно или хотя бы членов его семьи. Спустя какое-то время нам удалось найти номер телефона предполагаемого родственника. Единственно найденный контакт оказался абонентом городских сетей, что сильно снижало шансы на удачу. После набора заветного номера и продолжительных гудков на другом конце провода послышалось долгожданное «алло». Это был сын именитого художника-монументалиста Роман Кириченко. Удача! Но вышло так, что буквально за 20 минут до моего звонка Роман упал и сильно ушибся, повредив бедро…, а на момент нашего разговора ожидал карету скорой помощи. Долго говорить мы не могли, остановились на том, что Роман Степанович выразил свое одобрение нашей инициативе и, если вдруг понадобится консультация, с радостью постарается нам помочь.

Как выяснилось позже, идеей реставрацией панно интересовались не только мы. Ребята из ФК «Шахтер», узнав о нашей инициативе, подключаются к проекту и, внеся недостающую для залога сумму в 10 000 гривен, обязуются покрыть все расходы на глобальную реставрацию с последующей консервацией. А это, на секунду, сотни тысяч гривен. Об этом тогда писали интернет-издания «Вечерний Киев» и «Сегодня».

Нам нужно было искать новых специалистов по реставрации и эскизы для восстановления панно. Для ясности скажу пару слов об архивах, в которых, по идее, должны храниться материалы художественно-монументальных работ, находящихся под охраной государства: форэскизы, эскизы, картоны и монографии. Внимание! Таких материалов попросту нет!

Единственным человеком, предположительно владеющим хоть какой-то информацией о нашем объекте, оставался сын художника Роман. Но он не выходил на связь. Тогда мы обратились на станцию скорой помощи для того, чтобы узнать, куда госпитализировали Романа Кириченко. После нескольких телефонных звонков (отдельная благодарность Светлана Манилова и Феликс Лидерман) выяснилось, что пациенту диагностировали перелом шейки бедра, бригадой была оказана первая медицинская помощь. Пациент от госпитализации отказался… Мало утешительная, но информация.

Тогда инициативная группа решила ехать по адресу, где проживает Кириченко. Дверь никто не открывал. Обзвонив всех соседей, мы ничего не выяснили. Кругом сплошные арендаторы. Расстроенные неудачей, мы спустились во двор, я предпринял отчаянную попытку опрашивать входящих в парадное людей. Результаты оказались нулевыми. Случайно в поле моего зрения попала женщина, разминающаяся после пробежки в глубине дворика. Подойдя к ней, я спросил, знает ли она Романа Степановича Кириченко. На что женщина ответила: «Конечно знаю, вам повезло я управдом». Объяснив ситуацию, мы попросили ее связаться с Романом по мобильному. Поговорив с предполагаемым владельцем ценной для нас информации, мы получили контакт одного из лучших монументалистов Федора Григорова. Именно он и стал впоследствии художником, взявшимся за реставрацию.

Имея разрешения от департамента культурного наследия, мы связались с представителями арендатора и попросили подняться на фасад с целью снятия размеров для реконструкции утраченного фрагмента. На что получили вежливый отказ. Причина была действительно веской, арендатор несет ответственность за свой объект и, пока не будет разрешения Государственной архитектурно-строительной инспекции, к фасадам ни на йоту! А дом имеет ценность национального значения, штрафы за порчу которого измеряются сотнями тысячами гривен. Вот такой цугцванг.

Но мы не из тех, кто сдаётся. Пришлось прибегнуть к помощи аэросъёмки, и в этом нам помог An Ch со своим дроном. За пятнадцать минут дрон облетел всю площадь панно и детально его отснял. Затем оцифрованное видео масштабировали, и восстановили утраченную часть фрагмента в цифре, за что отдельная благодарность Oleh Sp.

В это же время мы вместе с бренд-менеджером ФК «Шахтер» Alina Gromova и Федором Григоровым штурмуем высокие кабинеты ГАСИ. Чиновники отвечают, что нет никаких проблем, и советуют разделить проект, а это еще годы на разработку соответствующей документации…

Нужно действовать! Оцифрованная картинка в масштабе 1:1 не давала уверенности в своей точности. Надо было снимать кальку непосредственно с объекта, а разрешения на это у нас не было. Тогда, в начале ноября, мы принимаем преступное решение подняться на автовышке для снятия шаблона утерянного фрагмента, дабы убедиться в точности масштабирования. И нам это удается!

Спустя месяц, 24 декабря, мы уже презентуем реконструированный фрагмент на юбилейной встрече клуба «Киевские истории».

Позже с нами связались юристы арендатора с просьбой не выставлять их в дурном свете. С их слов, стало известно, что они сами заинтересованы в реставрации панно. После чего нами была достигнута устная договорённость о том, что мы будем заниматься реставрацией, но только после разрешения ГАСИ.

Продолжение следует…

5 1 голос
Рейтинг статьи

Добавить комментарий

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x