Детективная история

«Садко», несправедливо забытый, фантомом вырвавшийся из монохромных фотографий Киева периода ´80-х годов. Никто из старожил не может вспомнить, что это было за заведение. Некоторые утверждают, что это обновлённый рыбный магазин пришедший на замену старому по этой же улице, некоторые говорят: “Мол разливай-ка — ликеро-водочный”. А атмосферу и интерьер царящий в нём, так и подавно вспомнить не под силу никому. Что же на самом деле было в этом заведении? Попробуем восстановить по воспоминаниям некоторых людей, прямо или косвенно причастных к этому месту. К сожалению, некоторые интервьюированные пожелали остаться неизвестными.
Начнём эту таинственную историю, обросшую сплетнями и байками, с киевского объединения «Автоматторг», о котором до сих пор вспоминают некоторые ветераны МВД. Директором этого объединения в начале ´80-х был Александр Пушкарский. Имея недюжие предпринимательские способности Александр заказал на стекольном заводе новые стаканы, как их тогда называли — «гранчаки». Обновлённая тара имела более толстое дно и стенки, таким образом вместо положенных 200 грамм, клиенту начали отпускать 180. Кроме того сотрудники «Автоматторга» поменяли настройки дозаторов сиропа в автоматах, после чего вместо 5-ти грамм дозатор отпускал 2-3. В магазинах-кафетериях этого объединения не доливали и более крепкие напитки: вино, водку и коньяк, что позволяло делать подставы товаров измеряемые ящиками. Не сложно представить масштаб “предпринимательской деятельности” директора объединения «Автоматторг», ведь в его распоряжение входили более 100 автоматов пива, газированной воды и несколько десятков магазинов-кафетерий, в том числе и наш «Садко».
Вернёмся же к «Садко». Это был образцовый кафетерий, «ширма» для проверок устраиваемых ОБХСС, оснащённый машиной-автоматом готовящей неплохой кофе в который по желанию добавляли 30 грамм коньяка. Также в арсенале бармена находился автоматический миксер для коктейлей. Летом там можно было полакомиться мороженым, молочными коктейлями с сиропами, всевозможными соками из стеклянных туб и марочным вином на разлив. Интерьер был сдержанный, широкая барная стойка в конце зала и сплошные стойки-столы с стоячими местами вдоль стеклянной витрины. Стоячие места служили для того, чтобы клиенты не засиживались подолгу, заказал — поел — выпил и будь здоров, такова политика подобного рода заведений. Единственное, чем отличался «Садко» от своих собратьев-кафетериев на разлив, так это исключительной чистотой и относительной честностью бармена. А что случилось с Александром Пушкарским? Наверняка спросит сердобольный читатель, так его посадили на десять лет, люди с которыми он делился на верху покончили жизнь самоубийством. По окончанию срока Пушкарский вышел и вскоре после освобождения умер.
Все не правда. Все как раз наливали больше чем надо и сироп тоже, чтобы были все довольные и не жаловались стаканы закупались в 10 раз больше и если их воровали выпивохи? То сверху стояли стопки новых стаканов. Зарабатывалось на неучтенных автоматах. Из двух списаниях старых собирался один работающий и в Киеве каждый второй автомат был неучтённый! Пушкарского семью знал лично. Умнейший человек и предприниматель!