ЛЕГЕНДЫ СТАРОГО ПОДОЛА. ПЛОЩАДЬ РОЖДЕСТВА часть1

Это слайд-шоу требует JavaScript.

ПЛОЩАДЬ РОЖДЕСТВА часть1

Хочется снова и снова пройти по улицам древнего города, окунуться в его тысячелетнюю историю, почувствовать его неповторимые, уникальные особенности. Попробую выбрать то основное, главное, что сможет растрогать, взволновать и заинтересовать читателя. Продолжая легенды старого Подола вернемся на Почтовую площадь ( площадь Рождества). Раньше я уже писал о святынях на площади, но есть еще интересные легенды о которых хочется рассказать.
Местность эта с древних времен выделялась своей святостью. В сотнях метров от нее находится «Святой источник», в котором киевский князь Владимир крестил своих сыновей. Со Старокиевской горы по этой местности ( дальше площадь) проходил древний Боричев взвоз, соединявший княжеский город с Подолом, речькой Почайной и пристанью на реке Днепр. В Почайне князем Владимиром был совершен обряд крещения киевлян. По легенде в честь этого события у подножья горы Владимир построил церковь Рождества Христова. На эту площадь сходились дороги со всех окрестностей Киева, как говорят «со всех сторон света». Одна из дорог, спускавшаяся с Евсейковой долины( Европейская пл.), перерезала площадь, да и весь Подол, от юга к северу и упиралась в канал, через который каменным мостиком соединялась с Плоской частью. Сейчас это главная и самая красивая подольская улица Петра Сагайдачного. Но вернемся обратно на площадь к церкви Рождества Христова.
Церковь Рождества Христова — одна из самых удивительных исторических и архитектурных достопримечательностей Подола….да и Киева. Издавна была первым значительным храмом, встречаемым на пути к Подолу вдоль берега Днепра, и зрительно как бы открывала собою Подол. О том кем построена и от какого времени берет начало информации нет. Есть только легенды, догадки и предположения историков.
По официальной версии первая деревянная церковь была построена в 1564 году, и находилась с противоположной стороны дороги, ближе к Старокиевской горе.
Несомненно она имеет за собой более почтенную древность и упоминается уже в описании киевского замка середины 16 века. Также встречается в ревизском отчете 1543 года комиссаров короля Сигизмунда I : «Когда древняя деревянная церковь сгорела, то на ее месте, на пожертвованные средства, построена была в 1564г. новая деревянная» -которая и изображена на плане 1695г. Ушакова. Также существует документ подтверждающий закладку церкви еще при князе Владимире. Отрывок из копии древнего документа, под названием: «Фундамент доскональной и тестованный храму Рождества Христова» -писан на золотообрезных продолговатых синеватых листах и судя по языку относится к началу 16 века.
В переводе звучит так: «Церковь Рождества Христова Киевоподольская имеет свое начало от крещения Владимира и Руси в 6519(1011) году. Сие утверждают записи, наданные от великих князей в сию церковь. Сия церковь создана потому, поелику в небольшом разстоянии от источника находится, в коем сыны Владимировы святое крещение восприяли, о чем и в Синопсисе сказано. Сей источник и ныне существует. Потом же, когда идол Перун истреблеш и привязан к лошадиному ошибу, для потопления в реке Днепр, и волочим по пути был, который путь известен и ныне от Киевозолотоверхомихайловского монастыря. На сем пути оной Перун биемый сильно вопил по причине побивавшими его новокрещенными людьми, какова урочище и место называется Чертово Бремя, от каковой улицы и теперь дорога лежит мимо самой церкви. И по сим причинам и церковь на вечные времена основана новокрещенным, отражденным и обновленным через Духа Святого людям, по близости того урочища, во имя Рождества Христова, людям вожделенною, в Подоле быть таковой церкви. Еще же при сей божественной церкви устроили храм на хорах святых жен Мироносиц, для всегдашней памяти в Евангелии описуемого воскресения и победы Христовой. И так основание сие положено по примеру Киевозолотоверхомихайловского и Выдубицкого монастырей. Каково сие основание для всегдашней памяти из прав выписанное для церкви Божьей, при сей церкви на вечные времена да будет».
Документ этот из собрания бумаг археолога К.А. Лохвицкого. Бумаги были найдены Н.Н.Оглоблиным( археограф) у своего отца, ключаря Киево-Софийского собора, духовного писателя, преподавателя, протоиерея Н.Я.Оглоблина (1814-1877, он преподавал в духовной семинарии и институте благородных девиц).
Исследователи Киевской седой старины не могут не помянуть добрым словом известного в свое время местного археолога Кондрата Андреевича Лохвицкого (1774-1849). Дилетант-археолог не обладавший научным образованием и большими знаниями, как говорят в народе «от Бога». Он определил место и открыл развалины «Золотых ворот» и Ирининского монастыря, фундамент древней Десятинной церкви-это его крупные археологические подвиги. Лохвицкий создал первый в Киеве музей при университете св. Владимира.
Таким образом, «Фундамент» причисляет место Христо-Рождественской церкви к числу древнейших церковных мест Киева. Подтверждением этого стала находка археологами кладбища X- XI вв. неподалеку от церкви. Захоронения нашли и при строительстве почтовой станции. Согласно старинному обычаю захоронения умерших делали в храме или подле храма. Историки Максимович и Закревский считали «Фундамент» грубой подделкой, так как в своих трудах ссылались на церковную запись 17 века, хранящейся в киевской консистории. Они отвергали некоторые открытия Лохвицкого, но при всем этом не отказывались публиковать информацию оставленную Лохвицким в своих записях. Этот документ не был известен вполне, так как цитаты из него были незначительны.
Церковь много раз перестраивалась. Деревянные сгорали, на их месте воздвигали новые деревянные, позднее и каменные. По моим подсчетам не менее шести раз. На это уходили годы…десятилетия. Так к примеру новая деревянная церковь на каменном фундаменте 1743 года строилась 40 лет,из за недостатка средств. Церковь эта прослужила недолго, обветшала и грозила разрушением. В 1805г. из соображения безопасности было принято решение разобрать ее и заложить фундамент на новом месте, ближе к Днепру.
Из «хроники Киевской общественной жизни 1808год» :
— » 27 июня. Начали рыть рвы для фундамента Рождественской церкви, на месте, которое назначил и благословил вкладыка. А сама закладка торжественно была совершена 18 августа, причем были : митрополит, три архимандрита, два лаврских старца…… При рытии фундамента голов и костей человеческих вырыто премногое число и наложено кучею великою. Митрополит приказал закопать кости и отпеть панихиду «.
На новом месте воздвигли новую каменную, которую в феврале 1814г. митрополит Серапион торжественно освятил.
После разрушительного пожара 1811г. был принят новый план застройки Подола. Подверглась реконструкции и Рождественская площадь. Приподняли основание площади, подсыпали дорогу и сделали более плавный Александровский спуск к Подолу . Церковь оказалась намного ниже улицы. Вход в храм оказался затруднительным и пришлось открыть вход с южной стороны, с самой улицы, как мы видим сегодня. Храм постоянно обновлялся и достраивался, менял свой внешний облик. Не буду описывать убранство и постройку, есть очень много информации, скажу только, что самый большой колокол весил 100 пудов. В 1861 году в церкви состоялось прощание Киевлян с прахом Т.Г.Шевченко, перевозимого из Перебурга в Канев, для захоронения. После этого события церковь получила народное название — «Шевченковская» В 1892г. по Александровской улице у самой церкви пролегли трамвайные рельсы. Здесь прошел маршрут первого трамвая, не только в Киеве, но и во всей Российской империи.
После посещения церкви в 1915г. о.Климентий Фоменко написал: «Рождественская церковь увеличилась, благо укрепилась, получив вид городской благоустроенный церкви. Стены церкви расписаны художественной иконописью, поет лучший хор. Киевляне! Придите и увидите».
К1930му году церковь уже не действовала, в ее помещении устроили общежитие, а в 1936 попав под всеобщую «раздачу» была снесена, якобы для благоустройства площади.
В 2004 г. церковь возродили по старым фотодокументам, как выдающийся памятник, связанный с Т.Г.Шевченко.
Так что быть может со временем обнаружаться свидетельства в пользу значительно более давней «биографии» Рождественской церкви, чем принято считать теперь.

….продолжение следует….

0 0 голос
Рейтинг статьи

Добавить комментарий

2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Олег Коваль
2 лет назад

С нетерпением жду продолжения.

lana
lana
2 лет назад

Отлично

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x