• Сб. Кві 20th, 2024

Наверное в мире не найдётся человека, который больше меня пострадал от трамвая, чем я. 25 лет, до переезда на Русановку я день и особенно ночь слышал грохот проходящих под окном нашего дома по улице Дмитриевской №42 трамваев ( рельсы находились от моей кровати не далее, чем в 10-15 метрах).Конечно человек привыкает ко всему. К плохому и к хорошему. В итоге я потом совершенно не слышал этого шума и сладко спал. При переезде на Русановку мне чего – то не хватало, я долго не мог привыкнуть к той тишине и красоте , которая меня окружала на новом месте. Подобный случай произошёл и по приезде в Америку. Приехав к друзьям в Нью Йорк мы неделю промучались и совсем не могли спать от шума “Сабвея” который проходил по их улице на уровне третьего этажа, где они жили на Брайтоне. Когда же они приехали к нам они нам пожаловались, что не могли спать с откритыми окнами спальни, так как им очень мешало пение птичек по утрам.А сколько справедливой критики я выслушал из-за неправильного написания слова (траНвай). Наверно после этого написать рассказ , где это слово будет встречаться сотни раз – никто бы не решился. Но тема создания и становления Киевского трамвая меня так захватила, что я всё же решился познакомить и Вас с очень интересной историей зарождения Киевского трамвая. Надеюсь, что Вам она понравиться. И так поехали:

Первенство в появлении и бурном развитии трамвая Киев обязан талантливому инженеру и предпринимателю – Арманду Струве., который появился в Киеве в нужное время. Именно Киев был обязан ему газовым освещением улиц города, водопроводом, а ещё сложнешим мостом через Днепр, благодаря которому город начал развиваться.

В 1891 году центр Киева обзавёлся рельсами, по которым пошли конные трамваи фирмы Струве. Но при этом инженер понимал, что хорошо для равнинных городов Европы и Америки – в наших холмистых краях почти невозможно. Никакая лошадиная упряжка не вынесет вагон с пассажирами с берегов Днепра на Печерскую и Старокиевские горы. А без покорения этих перепадов высот разделяющих все кварталы старого Киева, конка в городе превращалась в набор несвязанных коротких маршрутов и теряла смысл. Концессионное соглашение со Струве Дума заключила 8 июля 1889 года. Согласно документвм компания Аманда Струве должна была в течении 45 лет прокладывать и содержать трамвайные пути, выплачивая в городской бюджет небольшой процент от доходов. По истечении 45 лет, предприятие должно было перейти в собственность города.

Вагоны конки в которых помещалось 25 пасажиров, тянула пара лошадей, а на подъёмах припрягали ещё двух. Однако вскоре выяснилось, что конная тяга на Киевских холмах не еффективна и уже через полгода 40 из 70 лошадей погибли от переутомления. Последней линией , где продолжала оставаться конка – была Кириловская. В 1895 году история Киевской конки закончилась.

Были попытки устроить канатный трамвай, который был впервые построен в Сан Франциско в 1872 году и сохранился практически в первозданном виде до наших дней. Мы с Лилей имели удовольствие на нём прокатиться. На фото, которое сохранилось, он виден на верху очень крутой улицы.Под улицей прокложен движущийся с постоянной скоростью канат , за который вагоны цепляются, чтобы ехать и отцепляются в конце , для остановки. Струве он не понравился.

Сразу после запуска конки Струве на свой страх и риск начал строить рельсовую линию по Андреевскому спуску, соединяющую Крещатик с Подолом. Внизу этого серпантина появилась электростанция, от которой над рельсами потянулись провода, подвешенные на ажурных металлических столбах. И вот , через символические 9 месяцев постройки свершилось рождение первого электрического траспорта в Российской империи. Благодаря таланту Струве, электрический трамвай в Киеве появился почти на 20 лет раньше чем в Москве и Петербурге.

2 мая 1892 года была пущена первая трамвайная линия на электрической тяге , она соединяла нынешний район метро ” Лыбедская” с Крещатиком и тянулась далее до Подола. Любопытные в первые дни, катались по нескольку раз вверх и вниз – настолько интересен был новый вид транспорта на элетротяге. Оно быстро стало популярным и буквально заполонило собой весь город, через 20 лет , в 1912 году общая длина линий составила уже 172 килиметра.

Трамваи , кроме удовольствия приносили и неприятности. Старые конструкции трамваев позволяли заскакивать и выходить из них на ходу , что иногда приводило к трагедиям. Технология посадки была простой: на бегу хватаешься за внешние поручни трамвая и подтягиваешься на ступеньки, после чего открываешь дверь. Высадка и того проще. Мы часто на Дмитриевской пользовались этим способом. Мой друг Витька не смог удержаться за поручень, и попал под второй вагон. Ему ампутировали ногу выше колена. Так и ходил потом на костылях. Тот ужас , который я увидел при виде отрезанной ноги, отвадил меня запригивать на трамвай на ходу. Были и другие случаи с трамваями , которые могли закончиться трагедиями. В 1983 году на линии14 по Дехтярёвской, возле остановки ” Институт газа”, где пути идут под откос в сторону Брест- Литовского проспекта, из вагона выпригнула вагоновожатая. Неизвесно, что побудило её к такому поступку ( она осталась в живых и пошла под суд) трамвай стал неуправляемый и понесся вниз под уклон…. Чудом избежав столкновений на перекрёстках, он был остановлен усилиями пасажира, который забрался в кабину и сообразил как его остановить. В 1938 году на Круглоуниверситетской и в 1949 году на Толстого. В обеих случаях трамвай сходил с рельс и опрокидывался на спуске. Также следует вспомнить печально известную катастрофу 13 марта 1961 года, когда из Бабьего Яра селевой поток затопил Куренёвкое трамвайное депо и вагоны по улице Кирилловской ( Фрунзе). Были возможно ещё аварии, но в Советские времена такие вещи скрывали.

В годы второй мировой войны трамвайное хозяйство сильно было повреждено. Немцы разобрали 30 км трамвайных линий и 50 км контактного провода. Киевский трамвай востановил свою работу в 1944 году. Плсле освобождения Киева на некоторое время трамвай вернулся на Крещатик, откуда он был убран в 1934 году. Однако пасажиров он не возил, а работал как грузовой на расчистке и реконструкции Крещатика.

В настоящее время трамвай утратил своё значение.Войну трамваям обьявил автомобильный транспорт.. И наш герой эту войну проиграл. Массово стали снимать трамвайные линии, а во многих городах трамвай вообще исчез.

Но сейчас во многих городах Запада снова востанавливают и запускают новые линии трамвая. Наступает новая трамвайная эпоха, новое триумфальное шествие трамвая по планете.

Может быть, такое осознание и восстановление утраченного придёт и в Киев?

На фото 1 – конка, 2-Андреевский спуск3- Киеский электротротрамвай.4- Верхний конец линии” Царская” 5-Верх о Царской площади до Александровской ( сейчас Грушевского) 6 и 7 – В другу сторону от Царской в сторону Крещатика. 8 на Крещатике после войны. 9- так ездили на трамваях после войны. 10,11, и 12 Трамвам в 50-70 годы. последний снимок – канатный трамвай в Сан Франциско и мы возле него.

Автор: Владимир Новицкий

Це слайдшоу вимагає JavaScript.

0 0 голосів
Рейтинг статті
Facebook Profile photo

Від Олег Коваль

Модератор. Всі тексти на сайті в авторської редакції.

Залишити відповідь

0 Коментарі
Вбудовані Відгуки
Переглянути всі коментарі
0
Ми любимо ваші думки, будь ласка, прокоментуйте.x
0
    0
    Ваш кошик
    Ваш кошик порожнійПовернутися в магазин