В месяц страдник, 6496 года от сотворения мира, в день Великой победы Перуна над порождением Хаоса — Скипер-зверя, под пронзительные вспышки грозовых молний и неистовые раскаты грома с киевских холмов в сторону Подола с нарастанием доносились крики женщин и плачь испуганных детей. Людей сгоняли как скот к Днепру дружины князя Владимира. В одном из яров на склонах, в запутанных силках для ловли птиц, старик преклонных лет пытался освободить от пут испуганного мальца, нашёптывая ему свои наставления: «Ничего не бойся, Правда завжды побеждает Кривду, так треба батюшке Перуну. На особицу тоби скажу — завсегда о том помнить надобно, что не токмо те воины, кто ко стезе Перуновой Богами призван, бо всякий Рус — истый Воин Духа, в любом человеке проявлена воля Перунова — токмо у одних она пробудилась, у других же — дремлет-спит до сроку. И когда придёт срок тот — зависит от САМОГО ЧЕЛОВЕКА…», — слова седовласого старца прервало копьё, брошенное сотенным, насквозь пронзившее его грудь. Старик упал. Мальчонку подхватили под руки и потащили к берегу, где собиралась гонимая со всей округи, испуганная толпа горожан… Под вой, плачь и причитания честной люд наблюдал, как быстрые воды могучего Днепра уносят деревянную статую их идола — кормильца Великого бога Волоса. Рёв не стихал, людей группами заводили и выводили из воды, совершая обряд крещения…

Прошли годы, языческие обряды переплелись с православными, сохраняя дух прошлого. Одновременно создавалась новая, доселе неведомая киевлянам православная христианская вера, под главенством Вселенского патриархата Константинопольского, в последствии открывшую широкие возможности для внешней политики и выгодной торговли. Таким образом создавались выгодные условия для процветания элит — Киевских князей.

Жадность и разрозненность тогдашних элит, как выяснилось позже, ни к чему хорошему не привела. Эпоха процветания длилась, без малого, два с половиной века, пока междоусобные войны не ослабили Киевских князей. В 1223 году на реке Калке дружины русичей впервые встретились с Монголо-Татарами. Тогда передовые отряды завоевателей под предводительством Сабудай-Богатура и Джебе-Нойона нанесли сокрушительное поражение дружинам славян, вздоривших между собой южнорусских князей. Эта битва должна была стать предостережением, но, к сожалению, не стала…

В конце 1237 года хан Батый со множеством своих воинов чёрной тучей двинул на Русь. В 1237–1238 годах орды Батыя опустошили земли Северо-Восточной Руси. В 1239–1240 годах Батый предпринял поход в южнорусские земли и покорил их. В числе других городов после ожесточенных сражений пал и сам Киев. Более сотни градов были сожжены, тысячи воинов пали в неравных боях, многие были угнаны в рабство, Монголо-Татарское иго надолго задержало развитие и становление нашей государственности. Киевская Русь пала, а вместе с ней — надежды и мечты простого люда…

Впереди три века рабства и унижений, но только не православного духовенства. Получив от Монголо-Татар ярлык, освобождающий от уплаты налогов, церковь в эти смутные времена продолжает своё развитие и быстро богатеет. Некоторым святошам даже удаётся вернуть захваченные бусурманами земли.

В одном из ханских ярлыков ясно и недвусмысленно говорилось: «Земли, воды, огороды, винограды, мельницы, зимовища, летовища, да не замают их, а что будет взяли и они отдадут беспосульно». Завоеватели поняли роль православной церкви и постарались привлечь ее на свою сторону. В летописи имеется сообщение о том, что после взятия Чернигова и сожжения города, Монголо-Татары оставляют жизнь епископу: «епискупа остави жива, и ведоша и в Глухов, и оттоле пустиша». После покорения Руси идет довольно быстрый процесс сближения русской православной церкви с завоевателями. В процессе этого сближения церковь получала все больше и больше экономических и политических привилегий. Тот же летописец сообщает нам, что в 1259 г. при обложении данью Псковской и Новгородской земель завоеватели освободили от уплаты её архимандритов: «архимандритов, игумнов, и попов, и диаконов, и иноков, и крылошан и всего священнического причта».

Через 20 лет после покорения Руси монголами, в 1261 году, митрополит Кирилл посылает в Орду в качестве своего постоянного представителя епископа Митрофана. В 1283 году после смерти митрополита Кирилла только что назначенный митрополит Максим сам отправляется с визитом в Орду. И вскоре от сближения с завоевателями православная церковь начинает пожинать щедрые плоды. В одном из ярлыков, дарованном ханом Узбеком митрополиту Петру, говорится: «И от Петра митрополита никто же да не взимает, и от всех людей его и от всего его причта: те бо за нас бога молят, и нас блюдут, и наше воинство укрепляют». Ханский ярлык, выданный в 1357 году митрополиту Алексею, говорит: «Чингиз хан и первые цари, отцы наши, жаловали церковных людей, кои за них молилися… И мы… есмя Алексея митрополита пожаловали, как сядет на своем столе и молитву воздаст к богу за нас и за наше племя». Татарские ханы обрели в лице православной церкви преданнейшего слугу, получив в свои руки надежное средство для духовного закабаления побежденных. Поддержка православной церкви Татарских ханов продолжалась до тех пор, пока Московские князья не получили ярлыки на своё правление, после чего в их задачи начали входить сборы дани с русских земель в пользу Монголо-Татарской Орды. С тех пор Московское княжество начинает набирать свою силу, а после и вовсе берет на себя роль Ордынцев. К началу становления Московского царства церковь превращается в одну из самых могущественных организаций феодального общества того времени.

Спустя около ста лет, правобережная Украина попадает под влияние Речи Посполитой. Украинскую православную церковь ждёт новая трансформация — Берестская уния, где произойдет слияние двух церквей: католической и православной в одну Греко — Католическую. В 1596 году все епископы Киевской митрополии Константинопольского Патриархата, находившейся под влиянием Речи Посполитой, приняли власть Папы Римского и католическую догматику при сохранении византийского обряда.

8 января 1654 года Переяславская Рада принимает присоединение Украины к Московии. Левобережная часть Украины попадает под влияние Московского царства. Таким образом, в 1686 году Вселенский патриарх Дионисий IV и Священный Синод Константинопольской Церкви по просьбе московского царя, за взятку, выдают противоречивый Томос о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриархата.

Справедливости ради, хотелось бы заметить, что сначала Дионисий Константинопольский в категоричной форме отказался помогать московским посланцам, даже за более крупную сумму, чем те ему предлагали, но геополитическая обстановка того времени не располагала к иному диалогу. Ситуация между Московским царством и Османской империей сильно накалялась. Осознавая нежелание Турков воевать с Московией, посылая посланников к Султану, Царь использует в качестве козыря этот фактор, вследствие чего московским дипломатам не составило особого труда уговорить Султана сохранить мир в обмен на согласие передачи Киевской митрополии. Султан, в свою очередь, надавил на ослабленного православного патриарха, сильно зависящего от мусульманской власти, недвусмысленно попросив согласиться отдать Киевскую митрополию Москве. Давления со стороны турецких властей и щедрый подарок Московского царя в размере 200 золотых и 120 соболиных шкурок сыграли свою необратимую роль. Дионисий соглашается на передачу Киевской митрополии под покровительство патриарха Московского. В мае 1686 года Константинопольский патриарх выписывает шесть грамот, две из которых Царю, и по одной — Московскому патриарху, Киевскому митрополиту, Гетьману и Украинскому народу. В грамотах указывалось, что переходя в Московский патриархат, за Киевской метрополией остаются все её давние права, в том числе и право свободного выбора своего митрополита, на посвещение в Москву которому ехать не обязательно, а во время богослужения сначала должен упоминаться Константинопольский, и только затем Московский патриарх. Несмотря на это, уже в следующем году война между Москвоским царством и Турцией все-таки началась. В 1687 году члены синода и другие архиереи Константинопольского патриархата, осуждая подкуп способствующий подписанию противоречивого Томоса (указа) о передачи в новое подчинение Киевской митрополии, свергают Дионисия с патриаршего престола, а указ опального Патриарха отменяют. Дионисий, в свою очередь, обращается за помощью в Москву, где ему холодно отвечают, что за «такую мелочь» как Киевская митрополия, он получил достаточно большую плату.

1917 год несёт новую череду событий. Пришедшие к власти большевики начинают гонения православной церкви. В 1918 году Украинская православная церковь получает автономию от Московского патриархата, а в 1921-м была её лишена, и оставалась в менее значимом статусе вплоть до 1990-х годов.

Еще более печальная участь ждала Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ), созданную в Киеве в 1919-1921 годах проукраинскими священнослужителями. В последующее десятилетие большинство ее иерархов и священников были расстреляны, и уже в 1930-м году УАПЦ под давлением советской власти объявила о «самоликвидации», часть уцелевших священников эмигрировали в Канаду.

В 1990-м Российская православная церковь дала добро на создание Украинской православной церкви — УПЦ МП с правами широкой автономии.

Провозглашенная в 1991 году независимость принесла Украине новую волну автономного церковного движения.

Кроме того, в начале 90-х, в Украину легитимно вернулась УАПЦ, которая после ее разгрома властью советов продолжала работать в эмиграции.

А с 25—26 июня 1992 года, после Учредительного собора в Киеве, приверженцы УПЦ КП возводят её историю к Киевской метрополии, находившейся в юрисдикции Константинопольского патриархата, отрицая законность её перехода в юрисдикцию Московского патриархата в 1686 году. Украинская православная церковь Киевского патриархата начинает свою новейшую историю.

Таким образом, украинское православие оказалось разделенным на несколько ветвей.

В эти дни мне хочется вспомнить слова языческого старца, освобождающего на склонах Днепра гонимого и запутавшегося в охотничьи силки испуганного мальчишку, успокаивающе приговаривая: «Ничего не бойся, Правда завжды побеждает Кривду, так треба батюшке Перуну. На особицу тоби скажу — завсегда о том помнить надобно, что не токмо те воины, кто ко стезе Перуновой Богами призван, бо всякий Рус — истый Воин Духа, в любом человеке проявлена воля Перунова — токмо у одних она пробудилась, у других же — дремлет-спит до сроку. И когда придёт срок тот — зависит о САМОГО ЧЕЛОВЕКА».
Ждать перемен и надеяться на что-то лучшее в нашей жизни, ожидая подачки со стороны или от правящих элит, нельзя. Рассчитывать можно только на свои силы, не обвиняя никого в своих неудачах.. Так учили нас наши предки, так учит нас наша история.

©️Олег Коваль

Рисунок Екатерины Гавриловой

Крещение киевлян. Фрагмент картины

0 0 голос
Рейтинг статьи

Добавить комментарий

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x