ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ГОРГУЛЬЕЙ?

Некоторые остатки воспитания запрещают мне делать сноски и ссылки на некорректные тексты. А не то бы я напихала тьму тьмущую таких ссылок в самое начало этого поста с таким вот комментарием: «Видите? видите, как люди сделали? Вот никогда в жизни так не делайте. Это — фу».

Раз такое дело, и названий никаких приводить не станем, но откройте, мой добрый читатель, первые несколько сайтов о Киеве по рейтингу популярности и почитайте тексты. Во-первых, возникает устойчивое ощущение, что на всех на них — орду работодателей — пашет один человек. И поскольку он не успевает написать разные тексты для разных клиентов, то поступает до мычания просто: рассылает единственное произведение по разным электронным адресам. Берешь любую ключевую фразу, и в поисковике высыпает десяток — не меньше — ссылок с идентичными абзацами. А писал этот бедолага, видимо, так же — набирал ключевые фразы, затем перекраивал их слегка, чтобы не сто десять ссылок выпало при поиске, но суть дела от этого не меняется. Самые грубые ошибки тиражируются по всем сайтам, а там и экскурсии предлагают, и уверяют, что у них самые проверенные сведения и лучшие авторы. И многие люди доверчиво потом на них ссылаются. Смотришь — всё знакомые тексты, буква в букву.. Ой-ёй)

Так, например, случилось с Домом с Горугльей (Большая Житомирская, 8–а), построенным по проекту архитектора Бобрусова. Этот доходный дом принадлежал помещикам Роговским, которые перестроили свою прежнюю усадьбу, стоявшую на углу Владимирской и Большой Житомирской. У этих самых Роговских было, к слову, замечательное издательство, книги печатали, открытки, альбомы. Но вернемся к теме беседы.
Здание в романо–готическом стиле знаменито химерой–акротерием (акротерий – скульптура или архитектурная деталь, находящаяся на углу строения), которую киевляне упорно именуют горгульей и приписывают ей мистическое значение.
И вот что читаю я на разных сайтах, позиционирующих себя, как специализирующиеся на киевской тематике (и вот что они рассказывают на экскурсиях): дескать горгулья — это согласно старинным французским легендам — полуженщина-полузмея, которая изрыгала воду из пасти Ну, тут виден явный привет фее Мелюзине из кельтских и средневековых легенд, духу свежей воды в святых источниках и реках. Вот она-то часто изображалась как женщина-змея или женщина-рыба от талии и ниже (сродни морской деве), иногда и с двумя хвостами. Выходит замуж за ,смертного, поставив ему условием, чтобы он никогда не видел её в зверином обличье. Когда он застает её в таком виде, бросает его).
А дальше не удержусь — цитата дословная: «Согласно французским легендам, горгульи обитали в реке Сене, они извергали воду с огромной силой, затопляя дома и переворачивая рыбацкие лодки». Да, кстати, просят обязательно сослаться на источник этого сакрального знания.
Тримайте мене семеро, бо шестеро не втримають…

На самом деле горгулья – совершенно уникальный персонаж современной демонологии; она входит в малую когорту монстров, созданных фантазией литераторов, наподобие монстра Франкенштейна или пражского Голема.

Первоначально горгулья (а точнее, гаргулья – от французского слова gargouille) – это всего лишь архитектурная деталь, которую устанавливали на крышах для украшения водостоков. Поэтому у горгулий нет определенного образа – это просто абстрактные монстры непременно с открытой пастью. Но их не упоминают ни в одном средневековом бестиарии и даже в новейших энциклопедиях мифов и легенд. Лишь после грандиозного успеха романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери» горгулья приобретает свойства существа; этот персонаж используется в литературе периода романтизма, затем тиражируется декадентами с их склонностью к мистике и переживает триумфальное перерождение в литературе фэнтези. Только с этих пор горгулья – полноправный персонаж мифов и легенд с собственной историей. Но самое забавное, что «горгулья» на доме Роговского на самом деле больше похожа на дух бури – гарпию: существо с когтистыми птичьими лапами, крыльями, и уродливой женской головой с рогом посреди лба. можно предположить, что здесь ее стоит толковать в геральдическом значении.
Гарпия в геральдике означает «свиреп, когда спровоцирован» — умеющий читать да прочтет.
Что же касается того, что хозяин дома увлекался мистикой и потому заказал такое украшение… Стоит еще раз вспомнить, о каком именно времени мы ведем речь. Это те годы, когда Европа и Америка сходили с ума от Гарри Гуддини и Вольфа Мессинга, объясняя их великие фокусы магией. Это время, когда Даниил Андреев пишет «Розу мира», рассказывая о духах и демонах, населяющих мир; Федор Соллогуб создает знаменитый мистический роман «Бесы», а Брюсов – «Огненного ангела» (кстати, поэты К. Бальмонт и В. Брюсов были доками в черной магии); Брэм Стокер издает «Дракулу»; публика зачитывается Уэллсом, Берроузом, лордом Дансейни. Именно тогда М. Врубель пишет своих «Демонов», и в каждой второй гостиной висит на стене картина Бёклина «Остров мертвых». Эзотерика и мистика – главные темы бесед в светских салонах, и хотя бы раз в неделю в киевских домах проводят спиритические сеансы.Маги и мистики в таком почете, в каком не были даже в средневековье – в конце концов, именно в эти годы поселяется при российском императорском дворе знаменитый Григорий Распутин.
Но эпоха модерна прекрасна тем, что ее юный шальной характер не способен воспринимать мир чересчур серьезно. Мрачная мистика модерна – это мрачность с существенным привкусом юмора.

Так что имено юмора нам зачастую не хватает, когда мы рассказываем однях минувших; и не стоит со звериной серьезностью тиржировать тяп-ляпы, их и так вполне достаточно в сегодняшнем медийном пространстве.

Фотография Виталия Стельмаха

4 1 голос
Рейтинг статьи

Добавить комментарий

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x