Крылья Днепра
Речная «Ракета» — теплоход на подводных крыльях, курсирующий по просторам Днепра в конце 50´ годов, был одним из самых экстравагантных и диковинных суден, выгодно выделяющихся из огромного изобилия разновидностей водного транспорта Днепровского пароходства. Летучий красавец, разработанный КБ Алексеева, выпускался с 1957 года вплоть до конца 70-х, став самым быстрым и комфортным средством передвижения по водной глади. Отличительной особенностью «Ракет» была открытая площадка, расположенная в корме, на которой спокойно могли находиться пассажиры во время всего пути следования, полноценно наслаждаясь свежими потоками речного воздуха и шикарными видами холмистых берегов Днепра. Ну, а для нас, пляжной детворы, он нёс другую радость — огромные, закрученные волны, оставленые после себя. Помню, как с большим трудом мама вылавливала из воды трясущегося, синегубого меня с щелкающими от холода зубами, вытерала насухо и, наконец усадив на покрывало, чтобы хоть чем нибудь отвлечь от воды, вручала сладкую кукурузу и, не подозревая ни о чем, опрометчиво накрыв лицо журналом, ложилась загорать. И вдруг, как гром среди ясного неба, “дозорным” по пляжу, таким же голопузым мальцом, как и я, давался сигнал в виде истошного выкрика «Ра-ке-та!»… В секунду, сломя голову, вся загорающая на солнышке малышня выпрыгивала из своих укрытий и, щедро обсыпая окружающих песком, бросалась в воду ловить долгожданные волны… А летали эти крылатые мини цунами, как мы с вами прекрасно помним, ооочень часто. Справедливости ради хочу заметить, «Ракетой» мы тогда называли все, что передвигалось на подводных крыльях, невзирая на различия. Мы даже не подозревали о том, что были и более новые модификации этих теплоходов — «Метеоры», отличавшиеся чуть большим размером и более высокой скоростью, приблизительно 70-80 км/ч, против 60-70 км/ч своих предшественников. Хотя, согласно ГОСТу, максимальной скоростью теплоходов такого класса считалась скоростью выхода на крыло, при которой судно начинало как бы парить над водой, что составляло приблизительно 50-80 км/ч. Но нас эти “мелочи” тогда не интересовали.
Вид из моего дома на Набережно-Луговой направлен в сторону гавани Киевского речного порта, что давало уникальную возможность лицезреть нескончаемый трафик белоснежных «Ракет» прямо из окна квартиры. К концу речной навигации я с интересом наблюдал, как эти теплоходы подходили к причалу на стоянку/ремонт судоремонтного завода КССРЗ.
Ближе к середине 70´ на смену «Ракет» пришли «Восходы», разработанные в 1973 году и благополучно поставленные на производственную линию судостроительного завода «Море» в Феодосии.
В общей сложности к началу 90´ годов судостроительным заводом «Море» было построено 397 «Ракет», около 400 «Метеоров» и более 150 «Восходов».
Теплоходы «Восход» зарекомендовали себя как быстрый и надёжный транспорт, позволяющий осуществлять высокий пассажиропоток между городами и населенными пунктами. Поставки данных моделей осуществлялись по всему миру, в частности, в Австрию, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Канаду, Китай, Нидерланды, Таиланд и Турцию.
В середине 1990-х судостроительный завод «Море» стал банкротом и в скором времени был закрыт.
В Нидерландах «Восходы» по сей день курсируют между Амстердамом и Велсеном. Поездка занимает около получаса. Эта переправа интегрирована с системой междугородних автобусных перевозок фирмы Connexxion. «Восход» связывает между собой берега, успешно переправляет пассажиров в оба конца, имея при этом свой собственный номер — маршрут № 419.
Ну, а в нашей стране этот вид транспорта, почему-то перестал быть востребованным, могу только предположить, наверное, он не выдержал конкуренции с комфортабельными маршрутками…
P.S. На фотографиях изображены: «Метеор», «Ракета» и «Восход».
Справка.
1922 год
Создано Управление речным транспортом Днепра. Именно с этого года началась официальная история компании.
1923 – 1926 годы
Образованы Верхне-Днепровское, с центром в Киеве и Нижне-Днепровское, с центром в Херсоне пароходства, со временем объединившиеся в Днепровское пароходство.
1965 год
Днепровское пароходство получает статус Главного управления речного флота при Совете Министров УССР.
1988 год
Главное управление речного флота реорганизуется в производственное объединение «Главречфлот» Министерства транспорта УССР.
1989 год
29 декабря 1989 года было подписано постановление СМ УССР о создании первого в республике межотраслевого государственного объединения речного транспорта – МГО «Укрречфлот».
1992 год
На базе «Главречфлота», создана акционерная судоходная компания «Укрречфлот».