У костелі було встановлено новий орган, створений майстрами фірми «Rieger-Kloss» із міста Крнов, Чехословаччини.
У квітні 1991 року будівлю знову внесли до списку культових споруд, що не підлягають передачі церкви, але 4 січня 1992 р. відбулося урочисте відкриття Храму, на якому були присутні єпископи, священники та понад 1500 вірянин. Освятив Храм єпископ Києво-Житомирської дієцезії Ян Пурвінський. З того часу приміщення костелу спільно використовуються для проведення концертів та богослужінь.
—————————————————————————————————
Его величественные и строгие очертания резко выделяются из общей архитектуры города. Высокие стреловидные башни, устремлённые в бесконечное небо, своими острыми шпилями напоминают грозный замок, стоящий на подступах границ между добром и злом… Фундамент костёла был заложен в 1899 году, автором эскизного проекта стал студент Петербургского Института гражданских инженеров Станислав Воловский. Руководителем проекта назначили более опытного и не менее знаменитого на то время архитектора, киевлянина польского происхождения, В.В. Городецкого. Надзор за возведением храма осуществлялся особым комитетом во главе с Л.М. Янковским. Строительство длилось долгих 10 лет, по завершению которых, 6 декабря 1909 года, состоялось освящение нового Римско-католического костела имени Св. Николая. Возведение костела производилось благодаря собранным средствам частных лиц, сумма пожертвований которых к началу 1910 года составила 500 тыс. руб. Здание костела имеет форму продолговатого григорианского креста, разделенного на три наоса, внутренняя площадь которого составляет около 100 кв.м. и рассчитана на 2000 чел. Фасад, выдержанный в строго готическом стиле, украшен двумя большими и одной маленькой башнями, богатыми великолепной лепниной и строгой скульптурой, напоминающие по своему внешнему виду знаменитую «Votive Church» в Вене. По стильности и изяществу постройки костел представляет собой настоящий художественный шедевр.
В 1912 году в костеле был установлен орган привезенный из Австрии фирмы «Rieger» Opus 1802, который находился на хорах над входом.
Внутреннее убранство костела выполнялось постепенно по мере поступления новых пожертвований вплоть до 1916 года.
В 1938 году Храм был закрыт и разграблен, а духовенство подверглось репрессиям. После чего в здании были размещены склады.
В 1943 году, во время войны, Храм сильно пострадал от артиллерийского обстрела, командование советской армии хотело лишить немцев наблюдательного пункта на башне. Храм загорелся, в огне пострадала деревянная отделка.
Однако в 1945 году Национальной киностудии художественных фильмов имени Александра Довженко удалось успешно отснять киноленту «Зигмунд Колосовский». На кадрах запечатлён ещё целый алтарь и фасад костела…
Позже, с 1946 года после реставрации и капитального ремонта, в костеле святого Николая разместился Киевский государственный областной архив, а высокие стрельчатые башни «украсили» многочисленными антеннами для глушения передач зарубежных радиостанций. С этого же года орган фирмы «Rieger» Opus 1802 бесследно исчезает.
В 1956 году Храм святого Николая был внесен в список памятников архитектуры, охраняемых государством, однако, уже в 1963 году он из этого списка был удален, а под домом начали проводить тоннель метро.
Ситуацию изменила, как ни странно, 75-я сессия Международного олимпийского комитета, состоявшаяся в 1974 году в далекой Вене. На ней выбрали столицей летних Олимпийских игр 1980 года Москву. А Москва делегировала проведение части олимпийских футбольных матчей Киеву. Ввиду ожидавшегося наплыва иностранных болельщиков и журналистов было решено срочно выселить из костела архив, снять с башен глушилки, здание отреставрировать и открыть для посетителей.
С 1980 года Николаевский костёл стал функционировать в качестве концертного зала Дома органной и камерной музыки, ныне Национальный дом органной и камерной музыки Украины.
В костёле был установленный новый орган, созданный мастерами фирмы «Rieger-Kloss» из города Крнов, Чехословакии. У органа 55 регистров, распределённых по трём мануальным и педальной клавиатурам, 3945 труб различных диаметров и длины от 13 миллиметров до 6 метров, сделанных из металла и дорогих пород дерева.
Создавая условия для концертной деятельности, Храм был перестроен в соответствии с требованиями концертного зала: уложен паркет, на месте главного алтаря установлен орган. В нижней части Храма, где раньше находились погребения, были оборудованы гардероб, бар, комнаты для артистов, туалеты. Нежелательными последствиями для Храма обернулось строительство линии метро: в Храме чувствуется вибрация от проходящих под ним поездов, в подвальных помещениях – большая влажность, на стенах – грибок.
В апреле 1991 года здание снова внесли в список культовых сооружений, не подлежащих передаче церкви, но 4 января 1992 г. состоялось торжественное открытие Храма, на котором присутствовали епископы, священники, более 1500 верующих. Освятил Храм епископ Киево-Житомирской диецезии Ян Пурвинский. С тех пор помещения костёла совместно используются для проведения концертов и богослужений.
25 июня 2001 года костёл посетил папа римский Иоанн Павел II.
В 2003—2006 годах настоятелем костёла был Радослав Змитрович.
2021 год в результате короткого замыкание во время ночной репетиции, происходит возгорание органа. Пожар полностью уничтожил инструмент. Обошлось без человеческих жертв
Приобрести работы художника Константина Нагорного можно на сайте «Киевские истории», перейдя по ссылке в магазин. Kiev Art Shop
[…] Краткая история Николаевского костела с рисунком киев… […]